Что такое игра?

Персональный сайт

Что такое игра?

20.12.2021 GameDev Обучение Разработка 0

Данный пост базируется на материалах собранных по интернету и личном опыте.

Скорее всего вы уже ни раз задумывались о том, что такое игра, давали себе разные определения и с разных сторон рассматривали «игру». Давайте попробуем поразмышлять вместе. Зачем? Лично я считаю, что чем четче мы понимаем предмет нашего разговора, тем проще нам будет общаться дальше. 🙂

Давайте вспомним примеры любых игр, которые мы с вами знаем:

  • Ляпки (когда «гальщик» бегает за другими игроками и «ляпает» их)
  • Морской бой (игра на расчерченном поле, где выставляются корабли и их надо топить)
  • Точки (на листе бумаги, разными ручками ставятся точки и захватываются территории….)
  • Need For Speed — гонки
  • World Of WarCraft — MMORPG
  • Игра в карты «Дурачок»
  • …..

Много игр можно включить в список, прада? Но что же их все объединяет?

Самое первое — это правила. Не бывает игр без правил. Даже правило об отсутствии правил есть правило. 🙂 например:

  • Захват территории по точкам можно осуществлять только точками одного цвета и если они стоят рядом по 8 направлениям.
  • Корабли нельзя ставить впритык друг к дургу
  • Победителем считает тот, кто пришел первый
  • Квест считается выполненным, если все, что было описано в квесте — выполнено.
  • и т.д.

Вторым пунктом я бы поставил — действие от игрока. Что это такое? Игрок должен выполнять какие-то действия в игре, иначе игра не будет влиять на игрока и соответственно не будет самой игры, а будет нечто существующее само по себе. Т.е. в игре обязательно должно быть действие от игрока. Но как же зеро-геймс (игры в которых игрок не играет…), можете спросить вы? А на самом ли деле игрок там не играет? вы зашли что бы посмотреть на то, чего достиг ваш персонаж, при этом вы ничего не сделали.. но вы как минимум сделали одно действие — создали персонажа, возможно, вы даже обладаете возможностями «божественного вмешательства» чтобы помочь или направить вашего персонажа в какую-то сторону.

И последним, спорным, но все-же пунктом, который вносит некий интерес — это конфликт. В любой игре можно найти какой-то конфликт. Другое дело он может быть «высасонным из пальца», т.е. второстепенным, не значительным и надуманным. но тем не менее, чем ярче конфликт, тем, как ни странно, интереснее играть.

Давайте так же посмотрим и на другие определения игры, возможно, вам что-то приглянется:

  • Игра имеет свои «цели и средства»: задача, результат, и набор правил для их достижения (Дэвид Парлетт)
  • Игра – это деятельность, включающая решения игрока, который стремится к заданной цели в рамках «ограничивающего контекста» (например, правил). (Кларк К. Абт)
  • У игры есть шесть свойств: свобода (всегда есть выбор – играть или не играть), ограниченность (во времени, пространстве, в своем развитии), непредсказуемость результата, непродуктивность (в плане производства материальных благ (заметьте: ставки лишь перемещают блага между игроками, но не создают их), подчинённость правилам и воображаемость (сопровождается сознанием того, что игра – это не «настоящая жизнь», но в то же время, нечто вроде общей для игроков реальности). (Роже Каллуа)
  • Игра – это добровольные усилия по преодолению необязательных препятствий. Это любимое определение моих студентов. Оно звучит отлично от других, но включает в себя множество элементов из приведённых выше определений: игра добровольна, у неё есть правила и цель. Пассаж о «необязательных препятствиях» подразумевает неэффективность правил в качестве препятствий на пути к цели. Например, в «крестиках-ноликах» цель – написать подряд три символа: по вертикали, по горизонтали или по диагонали. Самый простой способ сделать это – просто написать три символа подряд на первом же своём ходу, не отдавая бумагу сопернику. Но вы этого не делаете – правила запрещают. Из правил-то и происходит игра. (Бернард Суитс)
  • У игр четыре приоритета. Это «закрытая, формальная система» (вычурная фраза, которая означает, что у игр есть правила; «формальная» в этом случае значит, что систему можно задать, а не то, что надо  быть в пиджаке и галстуке); в них обязательно есть взаимодействие; в них есть конфликт; они дают безопасность… по крайней мере, по сравнению с тем, что они представляют (например, американский футбол уж точно никто бы не назвал совершенно безопасным – травмы там обычное дело – но в как игра он представляет собой абстрактную репрезентацию войны, а это уж точно безопаснее, чем быть солдатом в разгар боя). (Крис Кроуфорд)
  • Игры представляют собой форму искусства, в котором участники, то есть игроки, принимают решения о распоряжении ресурсами посредством игровых символов для достижения цели». Это определение включает ряд концепций, не встречавшихся в других определениях ранее: игры как искусство, они включают в себя принятие решений и управление ресурсами, они обладают символами (объектами внутри игры). Ну и конечно, есть уже знакомое нам понятие цели (Грег Костикян).
  • Игры это – «системы, в которых игроки вовлечены в искусственных конфликт, заданный правилами и заканчивающийся измеримым результатом» («измеримый» здесь значит всего лишь, что результатом может быть, к примеру, либо «победа», либо «поражение»). (с)«Правила игры» Кейти Сейлен и Эрика Зиммермана.

Декомпозируя эти определения мы можем вычленить:

  • Игра — это деятельсность
  • Игра- это правила
  • Игра — это конфликт
  • Игра включает в себя процесс принятия решений
  • Игры искусственны
  • Игры безопасны
  • Игры находятся за пределами обычной жизни
  • Игры не приносят игрокам материальной выгоды
  • Игры добровольны
  • Игры имеют результат и порой он непредсказуем
  • Игры — это репрезентация или имитация чего-то настоящего понарошку
  • Игры неэффективны, так как правила мешают игроку достичь цели самым доступным и эффективным путем
  • Игры это вид искусства

Как вы , наверное, заметили, что все определения раскрывают нам лишь часть понятия «игра». По этому мы с вами воспользуемся хитростью. Мы объединим все эти множества понятий, найдем пересечения и сделаем определение игры как совокупность пересечений понятий. Сложно сказано? Да нет, это только сложно звучит. На самом деле мы уже проделали с вами эту работу определив всего 3 понятия которые пересекаются во всех определениях: деятельность, правила, конфликт.

В результате, я предлагаю в дальнейшем пользоваться определением игры как некая деятельность игрока, имеющая правила и включающая конфликт. Конечно, вы можете пользоваться своими определениями игры, главное, чтобы это определение вам помогало в познании игр, а не мешало 🙂

Давайте проверим наше определение на примере:

Головоломки – такие, как кроссворды, судоку, кубик Рубика, логические задачки. Это игры? Всё зависит от определения. Сейлен и Зиммерман говорят, что они являются подразрядом игр, в которых есть правильный ответ. Костикян говорит, это не игры, хотя они могут включаться в игру. А что скажем мы? Правила у игры есть — есть. Действия игрока есть — есть. Конфликт есть? Нет… Хм, представьте, что кроссворд это человек, который сомневается в том, что вы что-то знаете и вообще являетесь грамотным человеком. Появился конфликт, как противоречие между вашим представлением о себе и представлением о вас от кроссворда? Считаем, что конфликт тоже есть. Значит головоломки — игра!

Попробуйте самостоятельно выявить деятельность, правила и конфликт в следующих типах игр:

  • Ролевые игры – такие, как Dungeons & Dragons.
  • Интерактивные книги (серия Choose-your-own-adventure). 
  • Визуальные новеллы. Истории.

Можете добавить свои типы и разложить их в комментариях 🙂

Добавить комментарий